Интересно, что сегодня 19 октября мне под руку попался сборник стихов русского поэта и сразу захотелось написать подробный анализ стихотворения «19 октября» А. Пушкина.
Анализ стихотворения «19 октября»
Стихотворение «19 октября» Александра Пушкина — это лирическое произведение, в котором поэт передает свои чувства и эмоции, вызванные приходом осени. Это произведение отличается богатой поэтической манерой Пушкина, яркими образами и глубокими размышлениями.
Поэт начинает стихотворение описанием изменений в природе, связанными с окончанием лета и приходом холодов. Эти образы, такие как лес роняющий свой багряный убор и мороз серебрящий поле, создают атмосферу перемен и приближения зимы. Осень становится временем холода и ухода, что вызывает ностальгию и меланхолию у поэта.
Далее в стихотворении Пушкин обращается к символам уюта и тепла — камину и вину. Он выражает желание забыть заботы и погрузиться в приятные воспоминания и эмоции. Эта часть произведения вызывает в читателе ассоциации с уютным зимним вечером.
Следующие строфы стихотворения обращают внимание на чувство одиночества поэта. Пушкин выражает ностальгию по друзьям и желание найти близких ему людей для разделения радостей и горестей. В этих строфах прослеживается мотив поиска и утраты дружбы.
Заключительная часть стихотворения переходит к обращению к конкретным друзьям поэта и выражению надежды на встречу с ними в будущем. Здесь поэт выражает надежду на сохранение и воссоединение старых дружеских уз.
В целом, «19 октября» — это стихотворение, которое передает переживания поэта перед приходом зимы и его желание вернуться к друзьям и дружеским отношениям. Это произведение отражает меланхолическое настроение осени и внутренние переживания поэта.
Анализ по строфам
Строфа 1:
В начале стихотворения автор описывает приход осени и уход лета: «Роняет лес багряный свой убор, / Сребрит мороз увянувшее поле». Эти строки создают образ природы, в которой происходит перемена.
Автор также описывает наступление холодов: «Проглянет день как будто поневоле / И скроется за край окружных гор». Это передает общую атмосферу холода и уныния.
Строфа 2:
3. Во второй строфе поэт обращается к камину и вину, которые становятся источниками тепла и утешения в холодное время года.
Автор выражает желание забыть горести и меланхолию с помощью вина: «Пролей мне в грудь отрадное похмелье, / Минутное забвенье горьких мук». Это отражает стремление искать утешение и радость в алкоголе.
Строфа 3:
5. В третьей строфе поэт грустит о том, что у него нет близких друзей, с которыми можно было бы разделить моменты радости и горя: «Печален я: со мною друга нет, / С кем долгую запил бы я разлуку».
Автор также выражает желание встретиться с таким другом и пожелать ему долгой и счастливой жизни.
Строфа 4:
7. В четвертой строфе поэт утверждает, что он пьет один, но при этом его воображение создает образы друзей: «вокруг меня товарищей зовет; / Знакомое не слышно приближенье, / И милого душа моя не ждет. Это отражает его одиночество и стремление к обществу.
Строфа 5:
8. В пятой строфе поэт задает вопросы о друзьях, которые могли бы быть с ним, но возможно ушли или изменились: «Кого от вас увлек холодный свет? / Чей глас умолк на братской перекличке? / Кто не пришел? Кого меж вами нет?». Эти вопросы выражают его недоумение и грусть по ушедшим друзьям.
Строфа 6:
9. В шестой строфе поэт обращается к другу, который находится далеко и скорее всего путешествует по морям: «Служенье муз не терпит суеты; / Прекрасное должно быть величаво». Автор выражает надежду на встречу с другом в будущем и ожидание этой встречи.
Строфа 7:
10. В заключительной строфе поэт обращается к своим друзьям, выражая свою надежду на то, что они снова встретятся и смогут отметить свое дружбу и воссоединение: «Несчастный друг! средь новых поколений / Докучный гость и лишний, и чужой, / Он вспомнит нас и дни соединений, / Закрыв глаза дрожащею рукой…». Эти строки передают ностальгию и надежду на встречу с друзьями.
В целом, стихотворение «19 октября» Александра Пушкина передает ощущение меланхолии, одиночества и надежду на встречу с друзьями, которые могут быть далеко, но все равно остаются важными в его жизни.
Таблица «Дополнительная информация»
Элемент | Описание |
---|---|
Дата | 19 октября |
Событие | Открытие Царскосельского лицея в 1811 году |
Значение | День, когда Пушкин впервые поступил в лицей и начал свое образование, что оказалось решающим для его будущей судьбы |
Друзья | Пушкин обрел настоящих друзей в лицее, с которыми он поддерживал близкие отношения на протяжении всей жизни |
Дружба | Подчеркивается важность и долговечность дружбы с лицеистами, которые договорились собираться каждый год 19 октября |
Изгнание | В 1825 году Пушкин находился в ссылке, и не смог посетить годовщину лицея, отправив стихотворное послание |
Друзья в изгнании | Пущин, Горчаков и Дельвиг, близкие друзья Пушкина, пришли его навестить в ссылке |
Прощение | Пушкин выражает готовность простить своего царя и предлагает выпить за него |
Пожелание | Пушкин надеется, что ежегодное собрание будет продолжаться в будущем, но также выражает печаль по поводу неизбежного уменьшения дружеского круга |
Это стихотворение Пушкина является выразительным памятником его дружбе с лицеистами и свидетельством важности лицея в его жизни.
План стихотворения Пушкина «19 октября»
План стихотворения Александра Пушкина «19 октября» может быть представлен следующим образом:
Введение
Установление даты и события (19 октября, открытие Царскосельского лицея).
Значение этой даты для Пушкина (начало образования и дружбы).
Дружба и обещание
Упоминание значимости дружбы, заключенной в лицее.
Убеждение сохранять эту дружбу и священный союз.
Отсутствие и встреча в изгнании
Упоминание года 1825 и ссылки Пушкина.
Приход друзей Пущина, Горчакова и Дельвига в изгнание.
Прощение и благословение
Выражение готовности простить обиду (царя) ради дружбы и лицея.
Пожелание успехов и благополучия для друзей.
Надежда на продолжение
Вера в то, что ежегодные встречи будут продолжаться.
Сожаление о неизбежном уменьшении дружеского круга со временем.
Завершение
Обращение в будущее и пожелание провести годовщину без горя и забот.
Этот план помогает систематизировать основные идеи и элементы стихотворения и облегчает его анализ.
Текст стихотворения «19 октября» А. Пушкин
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.