Сегодня я предлагаю написать подробный анализ к стихотворению «Дума».
Анализ стихотворения «Дума»
«Дума» Михаила Лермонтова — произведение, в котором звучит голос неутомимого обличителя своего времени. Написанная в 1838 году, эта поэма предстает перед читателем как острие, заточенное на исследование души современного поэта и его соплеменников.
В стихотворении Лермонтов, как философском манифесте, раскрывается трагедия поколения, выросшего на фоне социальной деградации и нравственного упадка. Поэт выступает в роли неумолимого судьи, покидает узкий круг лирического «я» и возвышается до высокой точки общественного осуждения.
Автор, применяя дерзкий стиль и граничащую с гневом лирику, предлагает свой собственный взгляд на бессмысленность стремлений современников. Поэт обличает их за равнодушие к добру и злу, за отсутствие страстей и чувств, за утрату героических идеалов, которые долгое время являлись опорой общества.
Царствующий в обществе холод и скепсис предстают перед читателем в ярких образах. Лермонтов живописно описывает современников как толпу угрюмых, скоро позабытых теней, идущих без шума и следа. Они не только не приносят пользы своему поколению, но и не оставляют следа в веках, не заслуживают уважения потомков.
В центре внимания стихотворения — не только обличение современников, но и явное сочувствие декабристам, отдавшим свои жизни в борьбе за высокие идеалы. Поэт их увековечивает, сравнивая с «тощим плодом, до времени созревшим», который не приносит ни вкуса, ни радости, вися между цветами, пришлецом осиротелым.
«Дума» Лермонтова — это предостережение и крик борца, зовущего к переменам. Восхищаясь декабристами и осуждая своих современников, поэт воспевает идеалы и осмеивает лживость, бездушие, бессмысленность жизни, преобразуя свои страдания и взгляд в урок для потомков.
Анализ ключевых моментов
Страницы Лермонтовских «Дум» — это глубокие философские размышления о сущности человеческого существования, его жизненном пути, смысле и направлении. Стихотворение «Печально я гляжу на наше поколенье!» — не исключение. В этом произведении поэт выражает свою тревогу и недовольство текущим состоянием общества, его духовным забвением и бессмысленностью.
1. Вступление и предпосылки: Лермонтов начинает свое произведение с тревожного наблюдения и оценки своего времени. «Печально я гляжу» — эта интонация вводит читателя в атмосферу глубокого недовольства и разочарования.
2. Жизненный путь поколения: Поэт описывает путь своего поколения, выражаясь метафорой: «Как пир на празднике чужом.» Это выражение передает чувство бесцельности и пустоты в жизни, где радости и удовольствия чужды смыслу.
3. Сравнения и образы: Лермонтов использует сравнения и образы, чтобы описать бесплодность усилий поколения. «Так тощий плод, до времени созрелый…» — образ тощего плода символизирует бессмысленность и безплодность их стараний.
4. Потеря истинных ценностей: Поэт отмечает потерю ценностей, таких как добро, зло, страсть и борьба. «К добру и злу постыдно равнодушны…» — эта строка указывает на моральное равнодушие и потерю чувственности в поколении.
5. Отсутствие творчества: Лермонтов подчеркивает отсутствие творческого вдохновения и стремления к созданию. «Мечты поэзии, создания искусства…» — эта строка отражает утрату важного аспекта человеческого духа.
6. Завершение и предсказание: В финальной части стихотворения поэт предсказывает, что поколение угрюмо и позабыто, проходя над миром «без шума и следа.» Это выражает идею, что их влияние и творческое наследие будут минимальными.
7. Рефлексия и самопорицание: Лермонтов предвидит, что потомки будут оскорблять их, подчеркивая самопорицание своего поколения. «Прежительным стихом» — эта фраза обличает их как временных, недостойных наследия.
8. Темы и философские аспекты: В стихотворении затрагиваются темы морального упадка, потери ценностей, утраты творческого духа и бессмысленности существования. Лермонтов предостерегает от повторения ошибок поколениями и подчеркивает ценность подлинных ценностей.
Итог: «Печально я гляжу на наше поколенье!» — это великолепное произведение Лермонтова, которое не только выражает его собственные ощущения и оценки, но и является вечным напоминанием о важности нравственности, творчества и осмысленности в жизни человека.
Справочная таблица по стихотворению
Аспект | Описание |
---|---|
Год написания | 1838 г. |
Жанр | Философская и гражданская лирика. |
Цензурные ограничения | Цензура запретила опубликовывать строки, касающиеся царской власти. |
Реакция общества | Произведение вызвало интерес и внимание цензуры, положительные отзывы от демократических деятелей. |
Тема и содержание | Обличение и осуждение собственного поколения за потерю идеалов, бессмысленность их стремлений. |
Сравнение с декабристами | Скрытое сравнение с декабристами, которые отдали свои жизни ради высокой справедливой цели. |
Воздействие цензуры | Отсутствие опубликованных строк свидетельствует о противоречии с царской властью. |
Центральные мотивы | Бессмысленность жизни, потеря высоких идеалов, гнет царской власти, нравственный упадок поколения. |
Отношение к современникам | Осуждение за эгоизм, недостойство великой славы предшественников, отсутствие настоящих дел. |
Пессимизм и предвидение | Пессимистичное видение будущего поколения, предсказание презрительного взгляда потомков. |
Эта таблица предоставляет компактный обзор ключевых элементов анализа «Думы» Лермонтова и помогает визуально представить центральные идеи и оттенки в стихотворении.
А что вы можете добавить по стихотворению «Дума»? Пишите в комментариях, рассказывайте и обсуждайте тему.