Элегия: анализ стихотворения Н. Некрасова

Сегодня я предлагаю написать подробный анализ стихотворения «Элегия», написанного Николаем Некрасовым.

Анализ стихотворения «Элегия»

Стихотворение «Элегия» Некрасова — это великолепный художественный памятник, в котором поэт выражает свою интенсивную обеспокоенность судьбой освобожденного народа после отмены крепостного права в 1861 году. Сложная психология поэта и его взгляд на реальные изменения в обществе стали основой для создания этого произведения.

В своей элегии Некрасов исключительно ироничен и, в то же время, глубоко искренен. Проходя через строки стихотворения, читатель погружается в атмосферу эпохи, наследуя настроение и чувства поэта. Некрасов явно воспринимает свою роль как поэта-гражданина, который несет ответственность за общественные явления.

Известный своим гражданским патриотизмом, Некрасов гордо заявляет, что посвятил свою лиру народу. Это заявление не является просто личной гордостью поэта, но и отражением его убеждения в том, что искусство должно служить высшим интересам общества. Некрасов отвергает идею «чистого» искусства в пользу искусства, которое способно касаться сердец и влиять на общественное мнение.

Стихотворение начинается с актуальной для своего времени темы: изменчивой моды, которая призывает забыть «страдания народа». Некрасов с иронией подходит к этой моде, утверждая, что тема страдания народа всегда актуальна и не стареет. Его язвительные строки выражают его несогласие с теми, кто пытается отодвинуть в прошлое проблемы народа.

Важным моментом в стихотворении является описание «красного дня» — принятия указа об отмене крепостного права. Некрасов олицетворяет этот момент как великое событие, но затем подчеркивает разочарование в том, что прошли годы, а жизнь крестьян не изменилась. Ирония достигает своего пика в описании воображаемой идиллии в стиле элегии — «песни жниц», «довольное дитя», что становится метафорой для несбыточных надежд на улучшение условий крестьян.

Таким образом, «Элегия» Некрасова представляет собой мастерский образец сочинения, в котором поэт использует язык иронии и глубокую социальную гражданскую позицию, чтобы подчеркнуть важность борьбы за справедливость и изменения в обществе. Некрасов смело выступает в защиту своего взгляда на искусство как средство, способное формировать общественное сознание и направлять страну к более светлому будущему.

Дополнительные вопросы

1) Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.
2) Тема, идея, композиция, а точнее — движение поэтической мысли в произведении.
3) Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?
4) Какими средствами выразительности и изобразительности создаётся образ?
5) Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены?
6) Есть ли широкие поэтические обобщения? Какие? Какими художественными средствами выражены?

  1. Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения: Стихотворение «Элегия» было написано Некрасовым в период с 15 по 17 августа 1874 года. В это время Россия переживала период больших социальных и экономических изменений, таких как освобождение крестьян в 1861 году. Эти изменения и их последствия оказали глубокое воздействие на общество, что нашло отражение в творчестве Некрасова. Стихотворение отражает авторские размышления о состоянии российского общества после освобождения крестьян.
  2. Тема, идея, композиция: Темой стихотворения является социальное неравенство, страдания народа и вопрос о судьбе России после освобождения крестьян. Основная идея заключается в том, что даже после освобождения народа тема страданий остается актуальной, и поэзия должна служить народу, напоминая о его проблемах. Композиция стихотворения строится в виде монолога поэта, где он выражает свои размышления и вопросы относительно судьбы народа.
  3. Основной мотив стихотворения: Основным мотивом стихотворения является беспокойство и тоска по поводу судьбы освобожденного народа. Поэт выражает свою преданность и любовь к народу, но одновременно сомневается в том, действительно ли народ стал счастливым после освобождения.
  4. Средства выразительности и изобразительности: Автор использует разнообразные лексические и стилистические средства для передачи своих мыслей и эмоций. Это включает в себя метафоры (как, например, «как тощие стада по скошенным лугам»), риторические вопросы, повторения (например, в повторении слова «песня») и сравнения. Ритм и рифма также акцентируют внимание на основных идеях стихотворения.
  5. Другие чувства, выраженные в стихотворении: Кроме беспокойства и тоски, в стихотворении присутствуют чувства гнева, преданности, любви к народу, надежды и сомнения. Эти эмоции создают сложный психологический портрет поэта, отражающий его внутренние борьбы и сочувствие к судьбе народа.
  6. Широкие поэтические обобщения: Стихотворение содержит широкие поэтические обобщения о судьбе народа, роли поэзии и общественной справедливости. Автор выражает свою убежденность в том, что поэзия должна быть неотъемлемой частью борьбы за права и справедливость.Художественные средства, такие как метафоры, аллегории и риторические вопросы, используются для создания образов и подчеркивания глубины мыслей поэта, а также для усиления эмоциональной окраски стихотворения.

Анализ ключевых моментов в стихотворении

Это стихотворение «Элегия» Некрасова написано в 1874 году и отражает авторские размышления о судьбе российского народа, о его страданиях, свободе и изменениях, произошедших в обществе. Давайте проведем подробный анализ этого стихотворения:

  1. Введение и тема: Стихотворение начинается с утверждения, что мода может говорить о том, что тема страдания народа устарела, и поэзия должна ее забыть. Некрасов выражает несогласие с этим, утверждая, что тема страдания народа всегда актуальна и не стареет.
  2. Актуальность темы: Автор подчеркивает, что даже если бы годы могли состарить эту тему, мир не процвел бы до тех пор, пока народы продолжают страдать и подчиняться бичам. Тема страданий народа остается актуальной и необходимой для поэзии.
  3. Роль поэзии: Некрасов высказывает убеждение в том, что поэзия должна служить народу, напоминать ему о его страданиях и привлекать внимание сильных мира к проблемам народа. Поэтому лира (музы) должна служить народу, а не моде.
  4. Служение народу: Поэт заявляет, что он посвятил свою лиру народу, даже если он останется неведомым ему. Важность служения народу для поэта подчеркивается, и он выражает уверенность, что он служил сердцем и может умереть спокойно.
  5. Бой и судьба: Некрасов призывает каждого идти в бой, утверждая, что бой решит судьбу. Он вспоминает «красный день» и заявляет, что в России нет раба. Однако он задается вопросом о счастье народа после освобождения.
  6. Тайные вопросы и ответы: Во второй части стихотворения поэт обращается к тайным вопросам о жизни народа после освобождения. Он рассматривает сельские занятия, надеясь найти ответы на вопросы о страданиях и перемене в жизни крестьян.
  7. Вечер и отсутствие ответа: В завершении стихотворения, вечер, мечты, и песня, которая рождается в уме поэта, становятся символом его стремления к благословению для народа. Однако, несмотря на отклик природы, тот, кому посвящена эта песня, не внемлет и не отвечает.
  8. Эмоциональная окраска: Стихотворение наполнено эмоциями — от гнева и беспокойства до надежды и тоски. Некрасов выражает свою преданность и любовь к народу, однако его беспокойство об освобожденном народе исходит из сомнений в его счастье.

Это стихотворение Некрасова является выражением его социальной и политической позиции, борьбы за права и свободы народа, и размышлений об изменениях в обществе после освобождения крестьян.

Справочная таблица по стихотворению

Аспект Анализ
Место и время Стихотворение было написано 15-17 августа 1874 года, в период, когда Россия переживала социальные и экономические изменения после отмены крепостного права.
Тема и идея Тема стихотворения — социальное неравенство, страдания народа и реакция на изменения в обществе, особенно после отмены крепостного права. Идея заключается в том, что поэт считает своим долгом служить народу и продолжает поднимать тему страданий народа даже после отмены крепостного права.
Композиция Стихотворение строится в форме монолога, где поэт выражает свои размышления о судьбе народа и своей роли в обществе. Композиция включает в себя введение, развитие и заключение, завершающееся сомнением в понимании народом его послания.
Основной мотив Основным мотивом является беспокойство и тоска по поводу судьбы освобожденного народа. Поэт выражает преданность, любовь, гнев, надежду и сомнения относительно перемен в жизни крестьян после освобождения.
Средства выразительности В стихотворении используются метафоры, риторические вопросы, повторения, сравнения, чтобы подчеркнуть эмоциональный налет произведения. Ритм и рифма служат для поддержания внимания на основных идеях и эмоциях поэта.
Другие чувства Кроме беспокойства и тоски, в стихотворении присутствуют чувства гнева, преданности, любви к народу, надежды и сомнений. Они создают сложный психологический портрет поэта и отражают его внутреннюю борьбу и сочувствие к судьбе народа.
Широкие поэтические обобщения Стихотворение содержит поэтические обобщения о роли поэта в обществе, о необходимости борьбы за права и справедливость. Поэт выступает против идеи «чистого» искусства, настаивая на практической пользе своих произведений для общества.

«Элегия» Некрасова: Голос народа в лирической буре гражданской лирики

Строки Некрасова, пропитанные острым дыханием социальной борьбы, предстают перед нами как гимн, не эстетизирующий бедность, а борющийся за ее исчезновение. «Элегия» — это не просто стихотворение, а эмоционально насыщенное выражение обуревающего поэта гнева и печали, направленных на социальные несправедливости своего времени.

Введение стихотворения, где Некрасов реагирует на нападки реакционных критиков, выступает как вступление в великую симфонию его сочинений. Это не просто столкновение с обвинениями, но и обоснование своей поэтической миссии — служить народу. Лира Некрасова — это не утонченное звучание салонной поэзии, а живой голос, отражающий реальные боли и страдания.

Поставив себя в роль народного поэта, Некрасов заявляет: «Я лиру посвятил народу своему». Это признание своей обязанности перед обществом, его жажды перемен и справедливости. Сочинение элегии после отмены крепостного права — своеобразный протест против тех, кто считает, что свобода не приносит счастья народу.

Ирония пронизывает строки, где описывается идиллическая картина после отмены крепостного права. «Песни жниц», «довольное дитя» — образы, противостоящие реальности. Ирония Некрасова — это открытое восстание против тщетных ожиданий.

Поэт ставит под сомнение не только результаты эмансипации, но и обращает внимание на финансовые оковы, которые заменили крепостную зависимость. Он восхищается «красным днем» 1861 года, но, прошедшие годы, заставляют задаться вопросом — что дал этот день народу? Спрашивая читателя, Некрасов привлекает к обдумыванию и оценке истинного положения дел.

Завершая стихотворение, Некрасов оставляет нас с чувством тоски и неопределенности. Народ, не внимая и не отвечая, становится символом слепоты перед реальностью. Элегия становится взглядом в глубь души народа, где бурлят вопросы о счастье, свободе и справедливости.

Таким образом, «Элегия» Некрасова — это не просто поэтическое произведение, а вызов, наполненный бурей чувств и гражданской позицией. Поэт взывает к осмыслению реальности, отказываясь поддаваться модным трендам и высмеивая их в своих стихах, что делает его лирическим героем, стоящим на страже правды и справедливости.

Анализ ключевых моментов

Структура стихотворения:

  1. Вступление:
    • Поэт говорит о том, что мода, подсказывая забыть страдания народа, ошибочна.
    • Заявление о вечности и актуальности темы «страдания народа».
  2. Идеальная картина:
    • Пожелание, что страдания могли бы уйти, если бы народы были счастливы.
    • Осуждение нищеты и покорствования перед бичами.
  3. Подлинная ценность музы:
    • Позитивный поворот — муза служит бедствующему народу.
    • Обращение к сильным мира с призывом обратить внимание на народ.
  4. Посвящение лиры народу:
    • Утверждение о посвящении своей лиры народу.
    • Пожелание быть услышанным, даже если поэт останется неведомым.
  5. Реалии современности:
    • Призыв каждому идти в бой, невзирая на возможность нанести вред врагу.
    • Утверждение, что исход боя решит судьба.
  6. Внутренний диалог с музой:
    • Переход от радостного восприятия освобождения народа к вопросам о его счастье.
    • Поэт сам себе задает вопросы о реальности изменений после освобождения.
  7. Завершение:
    • Отсутствие ответа на вопросы, тоска по беспокойной судьбе народа.
    • Завершение стихотворения с невнятными ответами на внутренние вопросы.

Основные темы и мотивы:

  • Страдания народа: Поэт утверждает, что тема страданий народа всегда актуальна, несмотря на изменения моды и времени.
  • Свобода и освобождение: Проявляется в надежде на процветание после освобождения, но остается вопросом, действительно ли народ стал счастливее.
  • Роль поэта и лиры: Поэт считает свою миссию служением народу и надеется, что его песни принесут благословение и проклятие на тот свет.

Художественные средства:

  • Эпитеты и метафоры: «Вечер настает», «мечтами волнуемый», «золотою жатвой» — создают образ природы, настроенной на внутренние раздумья поэта.
  • Эпифора: Повторение фразы «И слезы сладкие» усиливает эмоциональную окраску момента.
  • Олицетворение: Муза, народ, лира — олицетворение абстрактных понятий, что придает стихотворению символичность.
  • Ритм и рифмы: Четырехстопный ямб, кроссовая рифма — придают стихотворению мелодичность и стройность.

Заключение: «Элегия» Некрасова — это глубокий размышлительный текст, в котором поэт выражает свою тревогу по поводу судьбы и счастья народа. Он подчеркивает вечную актуальность темы страданий и свободы, сосредотачиваясь на своей роли как поэта, служителя лиры и вестника народных бедствий.

Справочная таблица по стихотворению

Характеристика Комментарий
Тема стихотворения Реакция Некрасова на нападки и обвинения в адрес его творчества, в частности, после отмены крепостного права. Он рассматривает изменения в жизни крестьянства и реальность после Манифеста 1861 года.
Центральные мотивы — Ирония в ответ на обвинения в уничижении звания поэта. — Патриотизм и стремление к благополучию России. — Реализм в оценке последствий отмены крепостного права.
Образ поэта и его роли Некрасов видит свою миссию в служении народу, что отражается в посвящении лиры народу. Он призывает к реализму и гражданской активности, несмотря на возможные недопонимания и обвинения.
Иронические элементы Описание идиллической картинки после отмены крепостного права («песни жниц», «довольное дитя») служит иронией, подчеркивая разрыв между ожиданиями и реальностью.
Антиутопический настрой Некрасов оценивает изменения в жизни крестьянства и приходит к выводу, что они были недостаточными для существенного улучшения положения народа.
Эмоциональная окраска В стихотворении ощущается грусть и разочарование по поводу того, что изменения не принесли ожидаемых результатов. В конце поэт оставляет вопрос о том, было ли народу действительно счастье.

Общий комментарий: Строфы стихотворения стремятся к разбору событий, надежд и иронии, сопровождаясь гражданской лирикой. Некрасов утверждает свою преданность народу и призывает к борьбе за настоящее благополучие, предостерегая от слепой веры в изменения, которые, по его мнению, оказались несостоятельными.
А что вы можете добавить по стихотворению «Элегия»? Пишите в комментариях, рассказывайте и обсуждайте тему.

Советую заглянуть: Сочинение на тему: «Невежливость»

Оцените статью
Добавить комментарий

Не копируйте текст!