Сегодня мне вспомнилась ещё одна басня, которую мы проходили в школе и захотелось написать анализ басни Александра Измайлова «Филин и чиж».
Анализ «Филин и чиж»
Басня «Филин и чиж» представляет собой яркий пример его аллегорического стиля, в котором животные выступают в роли человеческих персонажей, а через них передается нравственная и социокультурная ирония.
Сюжет и образы:
Басня начинается с того, что в лесу Соловушко поет, но Филин сидя на сосне укалывается над его пением. Чиж, второй персонаж, просит Филина прекратить свои насмешки, объясняя, что Соловей — мастер своего дела. Однако Филин настаивает на своем мнении, утверждая, что другие птицы поют не хуже, и даже лучше Соловья. Он называет Ворона, Грача и Кукушку, предостерегая от преувеличенной хвалы Соловью.
Завершающая часть басни представляет собой развязку, в которой Филин хвалит Сыча, объявляя его великим певцом, и говорит, что он сам учит Сыча пению.
Мораль:
Басня «Филин и чиж» насмехается над теми, кто приходит к высокомерному заключению, что они знают лучше других, даже без должного понимания предмета или явления. Филин, хоть и обладает определенными знаниями и навыками, оказывается арогантным и закрытым в своих предубеждениях. Он принимает на себя роль судьи, вынося приговор Соловью, а затем и другим певцам, забывая, что каждая из них имеет свои собственные уникальные характеристики и ценность.
Басня учит тому, что нужно проявлять скромность, быть готовым к тому, чтобы учиться у других и не быть закрытым для новых идей и знаний. Также, она подчеркивает, что нельзя обобщать и судить о чем-то, основываясь на собственных предпочтениях и мнениях, не учитывая точку зрения других.
Дополнительно
Басня «Филин и чиж» обсуждает тему недооцененных искусственных способностей и исследует ситуации, когда невежество приводит к ошибочным выводам.
В басне Чиж представляет собой образ знающего и опытного индивида, который обладает хорошим музыкальным вкусом. Он слышит Соловья и оценивает его пение как выдающееся. Соловей, в данном контексте, может символизировать истинное искусство, высококачественное и профессиональное. Таким образом, Чиж учит нас уважать и признавать истинное мастерство, даже если оно может показаться нам незначительным или недооцененным.
С другой стороны, Филин представляет собой образ невежества и самонадеянности. Он оценивает Соловья как неудачника и считает, что другие птицы, такие как Ворон, Грач и Кукушка, могут петь лучше. Филин олицетворяет тех, кто не обладает должным знанием и опытом, но при этом делает ошибочные заключения и выражает недостойное презрение к истинным мастерам.
Мораль басни заключается в том, что недооцененные или недопонимаемые искусства и таланты могут быть ценными и важными. Недооценка и невежество могут привести к неправильным выводам и оценкам. Важно уважать и признавать мастерство, даже если оно не всегда понимается или не соответствует нашим ожиданиям.
Таблица «Содержание басни»
Эпизод | Содержание |
---|---|
Вступление | В лесу зарей Соловушко поет, Филин сидит на сосне. |
Эпизод 1 | Чиж просит Филина прекратить, потому что мешает Соловью. Филин оскорбляет Соловья и считает его пением дрянью. |
Эпизод 2 | Чиж опровергает утверждение Филина и говорит, что Соловей поет прекрасно, и все птицы признают его мастером. |
Эпизод 3 | Филин утверждает, что другие птицы поют не хуже Соловья. Он называет Ворона, Грача, и Кукушку их преимущества. |
Заключение | Филин хвалит Сыча как великого певца и заявляет, что он сам учит Сыча пению. |
Басня описывает дискуссию между Филином и Чижем относительно того, кто из птиц лучший певец. Филин утверждает, что Соловей не заслуживает высокой похвалы и предлагает другие птицы в качестве примеров. Чиж же убежден, что Соловей – великий певец, и Сыч является лучшим образцом пения.
Таблица «Литературные особенности басни»
Текст басни «Филин и чиж» Измайлов
В лесу Соловушко зарей вечерней пел,
А Филин на сосне нахмуряся сидел
И укал что в нем было мочи,
Как часовой средь ночн.
«Пожалуй, дядюшка, голубчик, перестань,-
Сказал Чиж Филину, — ты Соловью мешаешь».
— «Молчи, дурак, молчи, ты ничего не знаешь.
Что Соловей твой? Дрянь!
Ну так ли в старину певали?
И так ли молодцы из нас теперь поют?»
— «Да кто же? Соловья мы лучше не слыхали,
Ему здесь первенство все птицы отдают».
— «Неправда! Он поет негодно, вяло, грубо,
А хвалит кто его, несет тот сущий бред.
Вот Ворон, мой сосед,
Когда закаркает, то, право, сердцу любо!
Изряден также черный Грач:
Хоть мал, а свил гнездо под крышкой храма славы!
Кукушкин на кладбище плач
Нам тоже делает забавы.
Но Сыч! Вот из певцов певец!
Его брать должно в образец:
Кричит без умолку, прекрасно!
Скажу пред всеми беспристрастно,
Что нет здесь равного Сычу…
Зато я сам его учу!»