Сегодня мне вспомнилась ещё одна басня, которую мы проходили в школе и захотелось написать анализ басни Крылова «Листы и корни».
Анализ «Листы и корни»
Басня «Листы и корни» была написана Крыловым в начале XIX века, примерно в 1811 году. В это время писателю исполнилось 42 года, и он уже приобрел известность своими баснями и стал одним из важнейших фабулистов русской литературы. Этот период также характеризовался социальными и политическими изменениями в России, включая дебаты о крестьянской реформе, которые могли повлиять на тему басни.
Структура и стиль:
Басня «Листы и корни» имеет типичную для Крылова структуру. Она состоит из диалога между героями, в данном случае, листьями и корнями дерева. Крылов использует стихотворную форму, разностопный ямб, и мастерски применяет рифмовку трех видов: смежную, опоясывающую и перекрестную.
Содержание и символика:
Басня описывает диалог листьев дерева с зефирами (ветрами). Листья тщеславятся своей красотой и важностью для дерева, утверждая, что благодаря им дерево выглядит прекрасно и приносит пользу людям и животным. Однако корни дерева, отвечая из-под земли, напоминают листьям, что их красота и польза невозможны без корней, и что корни обеспечивают жизнь всего дерева.
В этой басне, Крылов использует аллегорический подход. Листья и зефиры представляют внешний вид и поверхностное восхищение, тогда как корни символизируют скрытые и незаметные аспекты жизни, такие как нравственные ценности и внутренняя сущность.
Мораль и обобщение:
Басня «Листы и корни» выражает важное обобщение о значимости скрытых и незаметных частей жизни, которые могут быть не менее важными, чем внешний вид и почет. Она предостерегает от тщеславия и самолюбия, подчеркивая, что благодарность и уважение к скрытым «корням» необходимы.
В контексте начала XIX века, когда обсуждались социальные изменения и крестьянская реформа, басня также может интерпретироваться как комментарий к вопросам социальной справедливости и необходимости признания труда и вклада всех членов общества.
В целом, «Листы и корни» — это характерный образец творчества Крылова, который сочетает в себе литературное мастерство, аллегорический подход и социокультурный контекст своей эпохи.
Таблица «Содержание басни»
Аспект | Детали |
---|---|
Событие | В прекрасный летний день, листы на дереве шептали и хвалились своей зеленостью. |
Локация | Долина. |
Погода | Летний солнечный день. |
Действующие лица | Листья на дереве и зефиры. |
Диалог | Зефиры хвалили себя и говорили, что они краса долины и величаво украшают дерево. Листья отвечали и говорили, что они корни дерева и питают зефиров. |
Отношения | Зефиры и листья имели спорные отношения и гордились своими функциями. |
Конфликт | Зефиры считали себя важными для дерева, а листья напомнили им, что они живут благодаря корням. |
Роль корней | Корни дерева не видны, но они обеспечивают жизнь дерева и его зеленость. |
Урок | Урок заключается в том, что важно уважать и признавать вклад каждого элемента в природе и в общую гармонию. |
Таблица «Литературные особенности басни»
Аспект | Детали |
---|---|
Год написания басни | Примерно в 1811 году. |
Возраст автора | Писателю в этот момент исполнилось 42 года. |
Деятельность автора | Писатель бросил службу в департаменте и занялся басенным творчеством. |
Размер и структура | Типичный размер басни — разностопный ямб с рифмовкой трех видов (смежная, опоясывающая и перекрестная). |
Источники вдохновения | Сюжет басни, возможно, навеян дебатами в негласном комитете молодого императора Александра I о крестьянской реформе. |
Лексика и стиль | Использование устаревших слов и мифологических понятий, характерных для эпохи классицизма. |
Эпитеты | Басня переполнена эпитетами, описывающими зеленость и красоту листьев. |
Самолюбование персонажей | Листья тщеславятся своей красотой и перечисляют свою важность для природы и человека. |
Разговор с третьим лицом | Зефиры обратили внимание на разговор и услышали голос отвечающий им из-под земли. |
Роль корней | Корни дерева усмиряют гордых листьев и напоминают им о своей важности для жизни дерева. |
Мораль басни | Польза может существовать без внешнего блеска, и каждый элемент природы имеет свою роль. Не следует забывать о благодарности. |
Басня «Листы и корни» И. Крылова, несмотря на свою аллегорическую форму, обращает внимание на важные социальные и моральные вопросы, такие как взаимодействие разных слоев общества и значимость скрытых и невидимых частей жизни.
Текст басни «Листы и корни» Крылов
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас».