«В «Слове о полку Игореве» роль природы показана как неотъемлемая часть жизни героических персонажей. Она не просто изображается как декорация, а выполняет множество функций. Через природные явления, животных и птиц автор создает образы героев повести. Природа служит голосом автора, выражая его взгляд на происходящие события. Она также играет центральную роль в повествовании, активно участвуя в жизни людей и сопровождая их действия.
Во времена написания этого произведения люди не считали себя отдельными от природы. Они верили в возможность интерпретации ее знаков, которые одновременно и удивляли, и пугали их. Автор, гармонизируя в повести человеческую природу, призывает русский народ объединиться и жить в согласии друг с другом. Поэтому неудивительны частые обращения к языческим образам, органично вписанные в повседневную жизнь, эмоции и переживания героев. Так, например, причитания Ярославны — это не плач о пленении мужа, а заклинание, на которое откликается природа, защищая и помогая человечеству.
Автор часто сравнивает людей с птицами и животными, используя аллегорию для создания ярких характеров. Так, например, князь Игорь на протяжении всего повествования изображается по-разному. Его сравнивают то с горностаем или белкой, проворным и стремительным, то с гордым и надменным серым волком. Эти сравнения подчеркивают его силу и храбрость — качества, необходимые для победы над врагом и защиты Руси.
Игорь также символизируется в виде сокола, олицетворяющего его стремление победить половцев и защитить свою родину от новых нападений. Сокол олицетворяет честь и мужество истинного патриота, парящего над землей в защиту Руси. Для Ярославны ее муж — это ее дорогой сокол, так издревле называли его женщины.
Сама Ярославна несет в себе как одушевленные, так и неодушевленные черты. Она летит спасать князя, резко и громко кричит, сильно страдает по мужу. Она похожа на кукушку, плачущую над страдающим телом Игоря и пытающуюся его оживить. Когда она зовет на помощь, это уподобляется зову лебедя.
Певец Баян уподобляется соловью, чьи песни завораживают слух народа. Злой Половач изображен в виде черного ворона, а хан Гзак — в виде серого волка.
По замыслу автора, природа в «Слове о полку Игореве» живет рядом с героями, акцентируя на них внимание, помогая им, участвуя в их поступках. Как заботливая мать, природа оберегает Игоря от несчастий, предупреждая его об опасности солнечным затмением. Несмотря на его сопротивление, она продолжает сигнализировать ему о неправильном решении шумом деревьев, сильными порывами ветра, криками птиц и зверей.
В спасении князя Игоря из плена природа играет динамическую роль. Она координирует действия всех участников, и на фоне тишины в ночь побега возникают разные образы. Дятлы указывают Игорю путь, поклевывая дерево, чайки и утки предупреждают его об опасности. Река Донец скрывает Игоря от преследующих его половцев. Примечательно, что вокруг него все замирает, оставляя лишь значимые звуки. Эти действия повторяют действия разумного человека. Когда Игорь благополучно возвращается домой, солнце выходит из-за туч, радостно поют птицы, все вокруг цветет и ликует.
Природа в «Слове о полку Игореве» несет в себе значительную символику. Наряду с животными символами присутствуют и символы, представленные неживой природой. Символически изображены контрастные силы света и тьмы. Солнце символизирует добро, свет, мир и доброту по отношению к человечеству. Тьма, напротив, символизирует войну и битву, грозу, мрак и грозные ветры. Образность дополняют засохшая трава, согнутые деревья, черные птицы, которые считались предзнаменованием несчастья, а также вода в реке, окрашенная кровью. Солнечное затмение в начале повести и угасание двух солнц, заслоняющих свет, символизируемый двумя младшими князьями, также имеют символическое значение. И хотя на протяжении всего повествования солнце поначалу меркнет, закрываясь тучами, его символика к концу становится оптимистичной и жизнеутверждающей.
Несомненно, автор мастерски передает мир русского народа той эпохи. Главная мысль заключается в том, что родная природа является мудрым, сострадательным хранителем своей земли. Она присутствует во всем, и все живет в ней. Главная цель — призвать власть имущих прекратить разрушительную братоубийственную войну и перейти к мирному существованию, основанному на взаимной любви и согласии».
[expert_review_likes style=»button-1-color» size=»m» icons=»thumbs» alignment=»» show_icon=»1″ show_label=»1″ show_count=»1″ hide_dislikes=»0″ label_like=»Мне нравится» label_dislike=»Не нравится» name=»» link=»» post_id=»»]
Чуть ранее опубликовано: Когда в речи употребляют меткое образное выражение «шемякин суд»