Сегодня мне вспомнилась ещё одна басня, которую мы проходили в школе и захотелось написать анализ басни Крылова «Осел и соловей».
Анализ «Осел и соловей»
Басня «Осел и Соловей» Крылова – это аллегорическое произведение, в котором через образы осла и соловья автор передает глубокий смысл и делает обобщенные выводы о природе таланта и умения.
В басне осел представляет собой символ человека, лишенного художественной натуры и креативности, но при этом наделенного самоуверенностью и даже некой гордыней. Его интерес к соловью, его пение и таланту показывает желание людей судить о величии искусства, не имея ни малейшего понимания о нем. Этот образ осла является критикой тех, кто неспособен оценить искусство и умение других, но при этом готов давать свои суждения.
Соловей в басне – это образ настоящего художника и мастера своего дела. Он показывает свое искусство, звучащее чисто, красиво и мелодично. В этом образе Пушкин показывает значение истинного таланта и креативности. Соловей не обращает внимания на невежественные суждения осла и улетает, оставив за собой восхищение всех присутствующих.
Басня предостерегает читателя от тщеславия и самомнения, а также призывает к уважению к таланту искусства. Важно уметь понимать и ценить то, что другие делают, особенно если у них есть настоящий талант. В противном случае, как и осел, можно оказаться обреченным на невежество и упустить возможность наслаждаться истинным искусством.
Таким образом, басня «Осел и Соловей» Крылова является уроком скромности, терпимости и уважения к искусству и таланту, а также предостережением от поспешных и необоснованных суждений.
Мораль басни
Басня «Осел и Соловей» И.А. Крылова, написанная в 1811 году, вдохновлена реальным случаем из биографии самого И. А. Крылова. Это произведение, не тратя времени на вступление, сразу переносит нас в события, подчеркивая свою краткость и акцент на ключевой ситуации.
В басне автор описывает двух главных персонажей: Осла и Соловья. Осел представляет собой типичного самодура, лишенного понимания искусства и способности восприятия прекрасного. Он самоуверен и неуклюж в своем обращении к Соловью, выказывая бестактность и отсутствие уважения к искусству. Вместо того чтобы наслаждаться музыкой Соловья, он стремится дать свое суждение, не имея на то никаких предпосылок.
Соловей, напротив, выступает как настоящий мастер своего дела. Его пение, олицетворяющее истинное искусство, поражает своей красотой и тонкостью. Природа и окружающие реагируют на его голос с восхищением, и это подчеркивает его талант и непревзойденность.
Басня обнажает вечный конфликт между теми, кто мастер своего дела, и теми, кто ничего не понимает, но готов судить. Автор призывает к уважению к искусству и таланту, а также к скромности в суждениях. В басне показано, как велико искусство Соловья, которое способно остановить мир вокруг, и как нелепы и невежественны суждения Осла.
Итак, басня «Осел и Соловей» напоминает нам о важности уважения и ценности истинного искусства, а также о том, что невежды и самодуры всегда будут пытаться критиковать то, чего они не понимают.
Таблица «Литературные особенности басни»
Параметр | Значение |
---|---|
Название басни | «Осел и Соловей» |
Автор | Иван Андреевич Крылов |
Год написания | 1811 год |
Жанр | Басня |
Основная тема | Конфликт между невеждой и искусством, критика |
Главные персонажи | Осел и Соловей |
Краткое содержание | Осел, не имея понятия о музыке, желает судить о таланте Соловья, который печет песни. После прекрасного выступления Соловья, Осел высказывает грубую и необоснованную критику, предлагая ему уроки у Петуха. Соловей, обиженный, улетает. Басня заканчивается моралью о том, что невежды и самодуры всегда будут пытаться критиковать то, чего не понимают. |
Литературные особенности | 1. Аллегорический характер персонажей и событий. 2. Использование приема антитезы для подчеркивания противоречия между Ослом и Соловьем. 3. Отсутствие завязки и сразу переход к развитию действия. 4. Моральный урок о важности уважения истинного искусства. 5. Акцент на красоте искусства пения Соловья и нелепости критики Осла. 6. Лаконичный стиль, характерный для басен. |
Эта басня является примером классической басни, написанной Крыловым, и передает важные моральные уроки через аллегорические образы и простой, но эффективный язык.
Текст басни «Осел и соловей» Крылов
Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, Бог, и нас от этаких судей.