Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Поэт»

Сегодня мы попробуем написать отличный анализ стихотворения «Поэт» Михаила Лермонтова.  Добавляйте свои эмоции в комментариях.

Анализ стихотворения «Поэт»

Стихотворение «Поэт» М.Ю. Лермонтова представляет собой аллегорическую метафору, в которой описывается судьба поэта и его роли в обществе.

В первой части стихотворения описывается кинжал, украшенный золотом и с булатным клинком, который служил верным спутником наезднику в горах. Этот кинжал стоит на стене как украшение, но больше не имеет той ценности и службы, которую он имел ранее. Он лишен уважения и заботы, и его никто не использует.

Затем Лермонтов устанавливает параллели между кинжалом и поэтом. Как и кинжал, поэт был ценен и нес звучание могучих слов, которые воодушевляли бойцов и были нужны толпе. Однако в наше время, поэт утратил свое назначение. Его слова стали скученными и гордыми для современного мира, который предпочитает блеск и обман. Поэт больше не является важным для общества и утратил свою силу и влияние.

Стихотворение «Поэт» выражает разочарование поэта в современном мире, где его искусство утрачивает свою ценность и смысл. Это также может быть рассмотрено как критика пустой роскоши и поверхностности, которые противопоставляются истинным ценностям и идеалам, которые поэт призван выражать.

Анализ стихотворения «Поэт» по пунктам

  1. Стихотворение «Поэт» М.Ю. Лермонтова было создано в 1838 году.
  2. Жанр стихотворения «Поэт» — лирика.
  3. Это стихотворение можно отнести к лирике.
  4. Тема стихотворения «Поэт» — призвание и роль поэта в обществе, его отношение к толпе и мироустройству.
  5. В произведении можно выделить две части: первая часть, в которой описывается роль и призвание поэта, и вторая часть, в которой изображена история кинжала и его драматическое значение.
  6. Лермонтов использует множество художественных приемов, включая аллегорию, сравнения, риторические вопросы и др.
  7. В первых шести строфах говорится о призвании и роли поэта, его способности видеть и понимать мир и чувства, а также его отношении к толпе, которое выражено с некоторой насмешкой.
  8. Драматизм истории кинжала заключается в том, что он стал орудием убийства и при этом был создан поэтом, что символизирует разрыв между идеалом и действительностью.
  9. Последние шесть строф говорят о том, как поэт, оставив свое призвание, стал ничтожным и меркантильным, и как его поэзия уже не может возвышаться над толпой.
  10. Противопоставление поэта и толпы характерно для романтизма.
  11. Лирический герой обвиняет современных стихотворцев в том, что они продажны и лишены подлинной поэзии, что их стихи написаны не от души, а ради прибыли.
  12. В современной поэзии Лермонтову также присуща тема противопоставления поэта и толпы, однако она может проявляться в различных формах и контекстах.
  13. Аллегория встречается в строках стих «… носился над толпой» и символизирует высокое призвание поэта.
  14. Сравнения в стихотворении «Поэт» отсутствуют.
  15. Средство художественной выразительности: «Твой стих… носился над толпой» — это метафора.
  16. Эпитеты в тексте: «зашнывеннай вакан» и «надененя».
  17. Риторическое восклицание: «И где ж он взялся?»
  18. Размер стиха — ямб.
  19. Старославянизмы и книжная лексика в стихотворении не присутствуют.
  20. В 8-9 строфах поэзия наделяется высоким предназначением — она является «посланьем небесным».
  21. Сопоставление 3 и 10 строф показывает изменение отношения поэта к своему призванию: изначальное возвышенное видение поэзии уступает место разочарованию и критике, что подчеркивается формами глаголов.
  22. В стихотворении «Поэт» Лермонтов видит подлинное предназначение поэта в выражении высших чувств и идеалов, в призыве к добру и истине, но он также показывает, как это предназначение может быть искажено и разрушено в мире, где доминируют мелочность, ложь и меркантильность.

Таблица «Дополнительная информация»

Элемент анализа Описание
Содержание стихотворения Стихотворение «Поэт» описывает аллегорическую метафору, представляя судьбу поэта и его роль в обществе.
Описание кинжала В стихотворении описывается кинжал, украшенный золотом с булатным клинком, который ранее служил наезднику в горах.
Сравнение кинжала и поэта Лермонтов проводит параллели между судьбой кинжала и судьбой поэта, утверждая, что оба потеряли свое значение и ценность.
Описание современного мира Поэт выражает разочарование в современном мире, где его искусство больше не ценится и утратило свою важность.
Критика современного общества Стихотворение также содержит критику пустой роскоши и поверхностности в современном обществе.
Основная идея Основная идея стихотворения заключается в том, что искусство поэта утрачивает свое влияние и ценность в мире, предпочитающем блеск и обман.

Такая таблица поможет лаконично представить ключевые моменты вашего анализа стихотворения «Поэт».

Для анализа стихотворения «Поэт» М.Ю. Лермонтова, можно воспользоваться следующей структурой:

Элемент анализа Описание
Жанр Гражданская лирика
Год создания 1838 год
Основная тема Роль и предназначение поэта в обществе, разочарование в современном мире, идеалы и их утрата.
Сравнение кинжала и поэта В стихотворении устанавливается параллель между кинжалом и поэтом. Кинжал теряет свою ценность и становится декоративным украшением, как и поэт, теряющий влияние и смысл.
Символизм В стихотворении используются символы, такие как кинжал, золото, декабристский вечевой колокол, ржавчина презрения, которые образуют аллегорическую метафору.
Основная идея Лермонтов выражает надежду на появление «осмеянного пророка», способного обнажить кинжал и направить его против порочного общества, несмотря на ржавчину презрения.

Такая таблица позволит лаконично представить ключевые элементы анализа стихотворения «Поэт».

Текст стихотворения «Поэт» М.Ю. Лермонтов

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

М.Ю. Лермонтов

Анализ стихотворения Сологуба «На серой куче сора»

Оцените статью
Добавить комментарий

Не копируйте текст!