Литературоведческий практикум
ПОЭМА-ЭПОПЕЯ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
Подготовьте сообщение о творческой истории поэмы, раскройте на конкретных примерах её жанровые особенности.
Покажите, опираясь на текст, как меняется представление странников о счастье и счастливых. Почему истинно счастливым поэт считает Гришу Добросклонова? Разделяете ли вы его мысли? Проанализируйте образ одного из персонажей поэмы: расскажите о его судьбе, покажите, какими средствами поэт изображает этого героя, раскройте роль этого образа в сюжете поисков счастливого.
Как в поэме осуществляется принцип поэтического «многоголосья»? Покажите на конкретных примерах, какого художественного эффекта добивается с его помощью Некрасов.
«Кому на Руси жить хорошо» – великолепная поэма-эпопея Николая Некрасова, созданная в 1860 г. — 1876 годах. Это произведение воплощает глубокий анализ русской души, социальных неравенств, идеалов и поисков смысла жизни.
Жанровые особенности поэмы выражаются многогранностью форм и стилей, которые характерны для эпоса. Некрасов использует элементы лирики, эпической поэзии, сатиры и драмы, чтобы максимально полно раскрыть тему счастья и судьбы человека.
История странников в поисках счастливого человека отражает изменение представлений о счастье. Изначально они представляют себе счастливого человека как человека, материально благополучного и ходящего во славе своей. Однако, поговорив с разными людьми, путешественники осознают, что истинное счастье не во внешних благах, а в духовной гармонии, любви и бескорыстии. Гриша Добросклонов становится символом такого истинного счастья – он не ищет материального достатка, а стремится к духовному совершенству и внутренней гармонии. И я полностью с этим согласна.
Герой поэмы, например, может быть представлен образом Якимом Ногим, который ведет довольно честную жизнь, трудолюбив и покладист нравом. Смысл жизни видит в прекрасном, даже обычные картинки, которые кажутся ему красивыми, он тотчас спасает из пожара. Из-за тяжелого своего бытия утешается лишь выпивкой.
Некрасов использует средства художественной выразительности, такие как описание природы, сравнения, метафоры, чтобы показать внутренние переживания героя и его изменение.
Принцип поэтического «многоголосья» в поэме достигается множеством персонажей, точек зрения и языковых регистров. Некрасов умело переходит от лирических отступлений и мыслей одного персонажа к драматическим сценам и рассказам других. Например, сцены из жизни богатых купцов сменяются образами бедных крестьян, создавая богатство звучания и многоголосие текста.
Таким образом, Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо» создает эпопею, насыщенную жанровыми переходами и образами, чтобы подчеркнуть глубокие социальные и философские проблемы своего времени, а также для исследования путей к истинному счастью в жизни человека.